карта сайта

МОЗАЙКА

Все началось с ребра Адама, из которого Бог создал Еву. С тех пор по всему свету мужчины рыскают в поисках ребра, и только нашедший вновь становится "совершенным", что подразумевает его полное счастье с воссоединившейся Евой.

Наряду с "браком по обычаю", который был известен еще во времена Хаммурапи (вавилонский царь, XVIII в. до н. э.) и который римляне называли "usus" (т. е. женщина считалась состоящей в браке с мужчиной, если жила с ним год, не разлучаясь на три ночи подряд), древнейшей и распространеннейшей формой женитьбы можно считать "покупку невесты". В эпоху, когда еще не чеканили денег, а денежной единицей служил скот, цена невесты колебалась от одной до двадцати овец или коров. Покупка невесты была известна и Гомеру. Позднее земледельцы стали расплачиваться плодами своего урожая. Например, девушку отдавали за мешок ячменя. Позднее от обмена натуральными продуктами перешли к расчетам посредством благородных металлов, куски серебра стали отрезаться на вес. Такая единица называлась "сикль" (от слова "отвешивать"). 1 сикль равнялся 11 г серебра. В Вавилоне за девочку от девяти до двенадцати лет давали 30 сиклей. С развитием культуры покупка невесты у римлян еще долго сохранялась в виде символического акта. Мужчина в Риме во время обручения должен был иметь при себе весы, на которые невеста в присутствии свидетелей бросала монету. В древнейшем библейском рассказе о покупке невесты за Ревекку дали не скот, как у Гомера, а два золотых браслета и толстую золотую серьгу весом 6,5 г. Это был необычайно высокий свадебный выкуп. Серьга имела у древнейших народов особое значение: она должна была защищать от дурного глаза.

Тот, кто не имел средств, чтобы купить невесту, мог за нее "служить". Праотец Иаков в разорванных одеждах бежал в Харран. Судьбе было угодно, чтобы у колодца он встретил Рахиль. Ему пришлось служить у ее отца 14 лет, прежде чем он получил в жены дочь богатого скотовода.

Итак, невесту в древнем мире, а у многих народов и поныне (хотя иногда - обрядово-символически), надо было покупать. Параграф 128 законов Хаммурапи гласит: "Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина - не жена". Писец у городских ворот писал тексты, брачных контрактов клинописью на глиняных табличках, которые затем обжигались и хранились на случай возможных в будущем конфликтов. Существовали разные типы брачных договоров, в том числе и контракт, оговаривавший срок действия и цель. Отец передавал свою дочь "покупателю" на определенное время, чтобы она произвела ему потомство. Если покупатель желал вступить в постоянный брак, то в подобном контракте должны были быть перечислены все внешние недостатки невесты и добавлялось: ("такая, как есть", т. е. без права возврата. Эта формула употреблялась, например, в Пузе (современный Иран). Со временем положение женщины в обществе улучшалось, она становилась ценностью, которая требовала гарантий. Это новое отношение к браку отражает следующий документ, датируемый 135 г.н.э. и найденный в пещере у Мертвого моря: "... Ты становишься моей женой, а я твоим супругом отныне и навеки, согласно закону Моисееву. Если я оставлю тебя, я должен вернуть тебе твой утренний дар (подарок для новобрачной утром после свадьбы; фактически - приданое. - Прим. сост.) в размере 200 динаров. Если ты уйдешь от меня в дом вечности (т.е. умрешь), твои сыновья должны получить в наследство все...". Ниже стоят подписи мужчины и свидетелей. Древнейшие договоры о приданом относятся еще к XVIII в. до н.э. Установленный порядок женитьбы с приданым мало отличался от того, что существовал при покупке невесты. Вот что гласит вавилонский договор: "Благородный Иббатум отдает свою дочь Сабитум в супруги Варад-куби, сыну Илузу-имби, и дает за ней в качестве утреннего дара две кровати, два стула, один стол, две корзины, один жернов, одну чашу для еды, одну ступку, одну меру масла, а также 10 сиклей отвешенного серебра. Если однажды моя дочь скажет Варад-куби: "Ты больше не муж мне", то пусть ее бросят в воду. Если однажды Варад-куби скажет моей дочери: "Ты больше не жена мне", он должен выплатить ей при разводе одну треть мины серебра" (т. е. 20 сиклей, двойное приданое).

Браки с приданым существовали и в Афинах, и в Египте. .В некоторых сохранившихся греко-египетских брачных договорах закреплены едва ли не современные желания женщин по части эмансипации. Вот договор между греческим военачальником Гераклидом и состоятельной девицей Деметрией, заключенный в 311 г. до н.э.: "Гераклид берет Деметрию в жены. В браке она приносит за собой одежду и украшения стоимостью в 100 драхм, Гераклид же обязуется обеспечить ей все, что положено свободной женщине. Если Деметрия будет уличена в дурных делах, она теряет свое приданое, но при этом трое мужчин, которых выберут они оба, должны подтвердить Гераклиду справедливость этих обвинений. Гераклид не может ни привести в дом другую жену, ни родить детей с другой женщиной, ни допускать какой-либо несправедливости против Деметрии. Если он будет в этом уличен, то Гераклид должен будет вернуть Деметрии ее приданое в 1000 драхм и сверх того 1000 драхм штрафа".

Интересен подход древних к брачному возрасту невест. В двенадцать с половиной лет девочка считалась засидевшейся. Так что и религиозные, и гражданские установления призывали отцов выдавать своих дочерей замуж как можно раньше, "покуда они держат руку свою на их затылке" и "прежде чем девушка созреет, как полная луна", т. е. до половой зрелости. Еще и сейчас в Индии девочек обручают в младенчестве. В Греции невеста бывала такой юной, что в день свадьбы ей приходилось сжигать на алтаре Артемиды свои игрушки и своих кукол. Много детских браков известно в египетских царских династиях. Тутанхамону исполнилось примерно девять лет, когда он женился на Анхесенамон, а его невесте - одиннадцать.

Еврейский закон требовал от отца: если его дочь останется незамужней после двенадцати лет, "тогда отпусти одного из рабов своих на свободу и дай его ей в мужья".

В Риме в двадцать лет женщина считалась уже матроной. Римский император Август вынужден был принять закон против безбрачия и бездетности; того, кто к двадцати годам не вступал в брак, могли оштрафовать и даже изгнать.

Обряд "умыкания невесты" и подлинное ее похищение тоже имеют глубокие исторические корни. Даже боги предпочитали свадьбу с умыканием. Зевс, отец богов, принимая облик различных животных, охотился за женщинами - жертвами своей любви. Гомеровская "Илиада" начинается с похищения женщины: Парис умыкает Елену. Основание Рима связано с "похищением сабинянок". Согласно легенде, Ромул, согражданам которого не хватало женщин, пригласил на праздник сабинян (соседнее скотоводческое племя) вместе с их семьями. Во время празднества римляне похитили незамужних сабинянок.

Нечто похожее рассказывает Библия о потомках Вениамина в царскую эпоху. В ходе междуусобных войн у них осталось мало женщин. Они напали вначале на город к востоку от Иордана и "поразили мечом" всех мужчин и женщин, но "четыреста девиц, не познавших ложа мужского" (Суд. 21, 12) они похитили и привели в свой лагерь. В Спарте, откуда гости-троянцы похитили из дворца жену царя Менелая, вызвав тем самым десятилетнюю войну, умыкание невест для бракосочетания официально поощрялось. Жених-спартанец должен был похитить невесту, даже если предмет его любви был и без того согласен на брак.

Пережитки времен, когда умыкали невест, сохранились в свадебных обычаях многих народов, включая обычай переносить невесту через порог, чтобы обмануть подстерегающих ее демонов. Древние корни и у различных "банных" обрядов, касающихся невесты. Даже богини перед "священным браком" должны были совершить сакральное омовение. В Назарете демонстрируют купель, где совершала "микву" (так назывался обряд омовения женщины, служивший культовому очищению) Мария.

Во многих странах, если не были уверены в невесте, она помимо священного омовения (очищения) подвергалась проверке девственности. По Плутарху, у некоторых племен, обитавших на берегах Каспийского моря, невеста, прежде чем надеть на себя покрывало, становилась обнаженной перед пчелиным ульем. Поскольку рабочие пчелы живут "целомудренно", чистая девушка не мешала им, однако нецеломудренную они обращали в бегство. Иудейский мудрец предложил для проверки невинности собственный метод: невеста "под подозрением" должна была сесть на корточки над отверстием винной бочки. Если она утратила девственность, запах вина должен был проникнуть в нее, если была девственна - не проникал.

Торжественное шествие с флейтистами, барабанщиками и факельщиками сопровождало в былые века невесту из родительского дома в ее новый дом. Музыка, громкие возгласы ликования и факелы должны были отпугивать демонов."Пойди за мене. Яз тебе хоцю, а ты мене", - просил неведомый нам Микита Ульяницу семьсот лет назад и, вероятно, ухаживал за ней принятым в XIII веке способом.

Многочисленные обряды, связанные с ухаживанием и супружеством, красивы и романтичны. Многие из них восходят к существовавшим в глубокой древности ритуалам, исполнение каковых преследовало одну цель - союз должен быть прочным и счастливым.

На правах рекламы: