Назад
Главная

карта сайта
Humana

ЕДИНОБРАЧИЕ

Однако фактическое влияние женщины на социальную жизнь начинает расти. Супруга феодала имеет личную свиту, устраивает приемы, контактирует с понравившимся ей мужчиной. Аристократическая женщина является объектом всеобщего внимания и уважения, что не позволяет ей удерживать супружескую верность на высоте. Измена жены переносится аристократами по разному: одни бесцеремонно бьют своих супруг, другие же — ограничиваются замечаниями и хранят все в тайне. В браках торговцев и ремесленников, заключенных, как правило, с учетом экономической выгоды, взаимная симпатия играла второстепенную роль. Жена торговца должна была быть бережливой и хорошей хозяйкой, однако и она не отличалась целомудрием.

Именно на этот период приходится расцвет средневековой рыцарской любви, воплотившейся в классическую форму в Южной Франции у провансальцев. Провансальские поэты создают культ прекрасной дамы, воспевают чудо свободной любви; вместо мнимого блаженства в потустороннем мире, постепенно возникает идеал блаженства на земле.

Рыцарская любовь явилась продолжением первой половой любви, возникшей в рабовладельческом обществе, однако, в отличие от античной, чувственной и плотской любви, рыцарская более возвышенна и платонична. Рыцарская любовь сыграла прогрессивную роль, противопоставив свободное чувство браку по расчету, одухотворив сексуальные отношения, сделав их более возвышенными, человечными и красивыми.

С постепенным отмиранием феодализма наступают качественные изменения во всех областях социальной жизни и формируется капиталистическое общество. Под натиском новой экономики, государственной, политической системы и культуры фактически происходит коренной переворот в сфере половых отношений и брака, обусловленный прежде всего изменением положения и роли женщины. Нуждаясь в дешевых рабочих руках, капитализм, с одной стороны, энергично вовлекает женщину в промышленное производство, тем самым способствуя ее эмансипации и ослаблению экономической зависимости от мужа, а с другой — сохраняет свойственное всем классово-антагонистическим обществам женское неравноправие.

Эмансипация и дискриминация женщины способствует возрождению существовавшей ранее теории о «второсортное» женщины, однако при капитализме она принимает более утонченную форму. Ярким свидетельством этого является высказывание Гегеля, который различие между мужчиной и женщиной сравнивал с различием «между животным и растением: животное больше соответствует характеру мужчины, растение — больше характеру женщины, ибо она больше представляет собой спокойное раскрытие, получающее своим на чалом более неопределенное единство чувства. Женщины получают свое образование какими-то неведомыми путями и как бы через атмосферу представления, больше благодаря приобретению знаний, между тем как мужчина достигает своего положения лишь посредством завоеваний мысли и многих теоретических стараний».


На правах рекламы: