Назад
Главная

карта сайта

ЕДИНОБРАЧИЕ

В доисторические времена, о которых мы можем судить лишь по немногочисленным косвенным данным, первобытные люди объединялись в кровнородственные орды, в которых и реализовался инстинкт продолжения рода. По мнению большинства ученых, в эпоху «первобытного человеческого стада» брака не существовало. Господствовали отношения так называемого промискуитета (беспорядочной половой жизни), при котором каждая женщина данного стада могла вступать в близкие отношения со всеми мужчинами, а каждый мужчина со всеми женщинами. При таких отношениях в интимную близость вступали и кровные родственники.

Однако нельзя отождествлять даже первичные формы половых отношений в первобытном обществе с теми, которые наблюдаются у разных видов животных. В частности, неупорядоченные половые отношения между людьми в те времена, когда еще не существовали ограничения, тоже социально обусловлены, имеют реальные причины. Так Ф. Энгельс пишет: «...чтобы в процессе развития выйти из животного состояния и осуществить величайший прогресс, какой только известен в природе, требовался еще один элемент: недостаток способности отдельной особи к самозащите надо было возместить объединенной силой и коллективными действиями стада». Вместе с тем не исключено, что и тогда в практике половых отношений случалось временное сожительство отдельными парами.

Как массовая практика подобная форма половых отношений сегодня не встречается даже в самых отсталых племенах. Рецидивы первобытного промискуитета были обнаружены исследователями в прошлом веке. Например, в Северной Америке в индейском племени чеппева случалось, что мужчина брал в жены свою сестру или мать. Или, скажем, у инков (в Перу) вначале существовал обычай, согласно которому женой наследника царства или вождя племени должна была быть его старшая сестра.

Сейчас нам ясно, что беспорядочная половая жизнь первобытных людей, основанная на близкородственных половых связях, неизбежно вела к вырождению, к появлению у потомства таких отклонений, которые ставили под угрозу само существование рода. Открытие пагубных последствий кровосмешения было, как отмечает Ф. Энгельс, чрезвычайно важным на начальном этапе формирования родовой системы.

Постепенно стало зарождаться примитивное социальное регулирование половой жизни первобытных людей: возник первый, поначалу еще нечеткий и нестрогий сексуальный запрет — запрет кровосмешения.

С ним связано появление так называемой групповой семьи. Самая характерная ее особенность (невзирая на различные вариации) — это то, что мужчины одной группы являлись коллективными, общими супругами для другой группы женщин. Две первоначальные кровнородственные орды объединялись в одну групповую семью и, соблюдая табу на половые отношения между родителями и детьми, образовывали кровнородственную семью. При этом родственные отношения братьев и сестер, как нечто вполне естественное, включали и половую связь между ними.


На правах рекламы: