Назад
Главная

карта сайта

ЕДИНОБРАЧИЕ

Кровнородственная семья отмерла, ее не находят даже у самых диких народов, о которых известно из истории. Но о том, что она должна была существовать, свидетельствует все дальнейшее развитие семьи, которое было бы невозможно без этой необходимой начальной ступени.

На следующем историческом этапе запрет на кровосмешение начинает действовать не только между родителями и детьми, но и между братьями и сестрами. Этот второй шаг вперед в организации семьи был еще более важным, потому что предполагал большее — в смысле возраста — равенство участников. Племена, внутри которых действовал этот запрет, должны были развиваться значительно быстрее и полнее. Началось все, очевидно, с исключения половых связей между единоутробными братьями и сестрами (то есть по материнской линии) — сперва в отдельных случаях, а затем постепенно становясь правилом. Потом стал действовать запрет на половые отношения даже в боковых линиях — для детей, внуков и правнуков, родных братьев и сестер.

Племя состояло из родов, которые организовывали кровнородственные по материнской линии группы людей. Внутри каждого рода брак был запрещен, следовательно, мужчины одного рода, если брали в жены женщин своего племени, то не из своего, а из другого рода. О силе влияния запрета кровосмешения свидетельствует обусловленное им образование рода, который лег в основу общественного устройства большинства, если не всех, варварских народов земли и от которого в Древней Греции и Древнем Риме осуществился непосредственный переход от эпохи варварства к эпохе цивилизации.

Итак, расширение запрета на кровосмешение привело к возникновению новой формы семьи. Поскольку она встречалась еще в прошлом столетии среди племен, обитавших на Гавайских островах, исследователи назвали ее пуналуальной (от гавайского слова «пуналуа» — интимный друг). Постепенно эта форма семьи распространялась все шире и стала характерной для всего первобытного общества.

Самым характерным для пуналуальной семьи было то, что внутри определенного семейного круга мужья и жены были общими, но из него исключались братья жен и сестры мужей, сначала единоутробные, а позднее и более далеких степеней родства.

Ядром такой семьи, а значит, и рода являлась женщина. И вот почему. Поскольку мужья в ней были коллективными для нескольких женщин, отец ребенка, как правило, оставался неизвестным, точно знала его только мать. Как только между потомками одной матери— детьми, внуками — начинал действовать запрет на половые отношения, образовывалась группа людей, родственных по женской линии, внутри которой брак был исключен. Так появился первый в истории род—матриархальный. Дети оставались в роду матери, ибо только по ее линии могло быть доказано их происхождение. Таким образом, пуналуальная семья соответствует матриархату — периоду, когда в первобытном обществе господствующее положение занимала женщина. Ранний матриархальный родовой строй возник и развивался в эпоху позднего палеолита, когда формировался человек, и достиг расцвета в неолите. «Право матери», связанное с этим устройством семьи, отразилось в дошедших до нас легендах и преданиях.


На правах рекламы: