Назад
Главная

карта сайта

ЕДИНОБРАЧИЕ

Естественно, форма групповой семьи типа пуналуальной соответствовала существовавшему тогда коллективному образу жизни, при котором взаимоотношения в процессе производства материальных благ исключали создание прочных и замкнутых брачных уз.

Затем и эта форма групповой семьи начала трансформироваться в парную: все чаще женщины выделяют одного, так сказать главного, мужа среди прочих муж-; чин, мужчины же — главную жену среди других женщин. Начинают возникать семейные пары — еще неустойчивые, легко распадающиеся и не исключающие наличия других половых партнеров. Этот процесс относится к концу неолита.

Эпизодическое сожительство отдельными парами привело к возникновению парного брака, объединявшего уже только одну супружескую пару. Возможно, супруги продолжали жить каждый в своей родовой группе — дислокальный брак. Позднее муж стал переходить на жительство в род жены (матрилокальный брак), а затем— жена в род мужа (патрилокальный брак), однако личное имущество супругов оставалось раздельным. Парный брак был непрочным и легко расторжимым, широко сохранялись пережитки группового брака. И все же, чем больше развивались и чем многочисленнее становились группы братьев и сестер, между которыми невозможен был брак, тем более групповая семья вытеснялась парной. Если брачные узы почему-либо разрывались, дети принадлежали, как и раньше, только ,к роду матери.

Все более строгое исключение кровных родственников из брачного союза приводило к тому, что потомки таких не связанных кровным родством членов рода оказывались и физически, и умственно более здоровыми.

Итак, развитие семьи состоит в непрестанном сужении круга половых партнеров до пары, с разрушением которой брак вообще перестает существовать. При этом индивидуальная половая любовь в современном значении этого слова имела мало общего с возникновением единобрачия.

Слабая и неустойчивая парная семья не способна была обеспечить удовлетворение своих потребностей собственным домашним хозяйством, и потому продолжало существовать унаследованное от более раннего периода развития общества коллективное хозяйство. А это означало, что в доме господствовала женщина. У всех диких и других племен, находившихся частично даже на высшей ступени варварства, женщины не только пользовались свободой, но и занимали весьма почетное положение. Характер распределения труда между мужчиной, и женщиной зависел не от положения женщины, а от совсем иных причин. И хотя нередко у народов эпохи варварства женщины занимались более тяжелым трудом, чем это следовало бы по нашим представлениям, к ним относились с большим уважением, чем в эпоху цивилизации.

По мере того как изменялись экономические условия жизни, распадалось коллективное хозяйство, увеличивалась плотность населения, унаследованные издавна отношения между полами становились все более тягостными и унизительными для женщин. Именно этим отношениям человечество обязано переходом к единобрачию.


На правах рекламы: