Назад
Главная

карта сайта

ЕДИНОБРАЧИЕ

Что касается многоженства (полигинии) и многомужества (полиандрии), то обе эти формы были скорее исключением, чем правилом. Многоженство являлось, очевидно, результатом рабства и было доступно только тому, кто занимал высокое положение в обществе. Скажем, в патриархальной семье семитского типа иметь много жен позволено было только патриарху и нескольким его сыновьям, остальные же довольствовались одной женой. Так же обстояло дело на всем Востоке: многоженство было привилегией богатых и знатных, остальная же масса народа придерживалась моногамии. Исключение составляло и многомужество в Индии и Тибете, шедшее, вероятно, от группового брака.

Итак, моногамная семья возникла из парной на рубеже средней и высшей ступеней варварства и ознаменовала наступление эпохи цивилизации. Она, пишет Ф. Энгельс, «основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, что дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом».

Эта форма семьи образовалась в связи с тем, что мужчина — глава семьи — должен был иметь полную уверенность в происхождении Детей, которые со временем как прямые его потомки унаследуют отцовское имущество. Теперь семья становится прочной, как правило, только муж может разорвать брачные узы.

Первое время, образуя моногамную семью, люди отнюдь не считали это благом. Ведь подобный брак означал, что все другие мужчины рода навсегда лишаются возможности вступать с определенной женщиной в половые отношения. Как дань пережиткам группового брака появляются обычаи, похожие на «налог натурой» так у некоторых народов, например на Болеарских островах, в Африке, Абиссинии приглашенные на свадьбу друзья и родственники мужа предъявляли унаследованное с давних времен право на невесту, а жених оказывался в этом списке последним. Позднее этот обычай трансформировался в «право первой брачной ночи» — для вождя племени, жреца, шамана и так далее (то есть представителя общины, наделенного властью).

Сила полового инстинкта была одной из тех таинственных сил природы, которые господствовали над человеком в его повседневной жизни. Поэтому в ряде случаев половые отношения приобретали религиозный смысл и становились одной из форм служения богам. Так, в древнегреческих храмах были служительницы богини любви, которые могли свободно отдаваться любому мужчине; это рассматривалось как священная обрядовая традиция.

В Индии аналогичную роль исполняли баядерки-танцовщицы в храмах.

С развитием товарно-денежных отношений жрецы стали использовать эти обычаи для своего обогащения. Так, например, в Южной Индии еще сравнительно недавно ежегодно праздновался религиозный праздник, во время которого молодые девушки проводили ночь в пагоде, где их якобы посещали «божьи духи». В эту ночь брамины устраивали разнузданные оргии, в которых за высокую плату участвовали богатые иностранцы, выполнявшие вместе с браминами роль «божьих духов».


На правах рекламы: