Назад
Главная

карта сайта

ЕДИНОБРАЧИЕ

У некоторых народностей свобода половых отношений допускалась только до вступления женщины в брак, что также являлось наследием группового брака. Пережитком последнего можно считать и древнегреческий гетеризм, ибо он предполагал в отношениях между гетерой и ее партнером какую-то долю личной склонности. Однако гетеры были не столько наложницами, сколько собеседницами и верными подругами. Так, гетере Теодоте наливал свою душу Сократ, с гетеры Фрины лепил свою прекрасную Афродиту Пракситель, а гетера Леон-тиона считалась одним из умнейших критиков философских лекций Эпикура. С мнениями гетеры Тяисы считался очень самоуверенный Александр Македонский, а

гетера Леяна наряду с богами Древней Эллады даже была удостоена памятника в Афинах. При наличии общих черт в формировании и развитии моногамной семьи у разных народов складывались к свои специфические особенности. Избирательность полового влечения была, конечно, присуща людям и в те далекие времена, но женщина не имела ни права на выбор, ни права на инициативу. Активную роль мог играть лишь мужчина.

Ив Древнем Риме, и в Древней Греции, как и в восточноазиатских государствах тех времен, права женщины в семье были чрезвычайно ограничены: она лишь прислужница, «делит с мужем ложе, но не трапезу» (А. Бебель), не может распоряжаться даже личным имуществом без разрешения мужа; в случае его смерти власть в доме нередко переходила к сыну.

Итак, мужчина становится в семье полновластным хозяином и господином, а женщина превращается в рабыню, вещь, которую можно купить и продать. В Древней, Греции, например, красивая женщина стоила несколько голов рогатого скота: «Четыре рабочих вола за одну жену» (Гомер). Естественно, что при таком положении вещей брак по любви не мог существовать, семья создавалась «по договору» и была просто социальной необходимостью.

Рабовладельческое государство нуждалось в рабочей силе и солдатах. Вот почему заключение брачного союза становится общественной повинностью. «Пренебрегающий этой обязанностью,— писал Платон,— должен ежегодно платить налог, чтобы не возражал, будто жизнь без брака удобна и выгодна».

При таком полностью зависимом положении женщины моногамия была абсолютной лишь для жены, в то время как муж мог при желании обладать любой из своих рабынь и иметь наложниц. Так, «...единобрачие появляется в истории отнюдь не в качестве основанного на согласии союза между женщиной и мужчиной и еще меньше в качестве высшей формы этого союза. Напротив. Оно проявляется порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого до тех пор во всей предшествующей истории противоречия между полами».

Наряду с этим внутри моногамной семьи развивалось второе противоречие: супруга компенсирует свое униженное положение тем, что заводит любовника. В обществе, появилось такое понятие, как прелюбодеяние, которое поставило под сомнение достоверность происхождения детей от законного отца. (Для разрешения этого противоречия по Кодексу Наполеона отцом ребенка, зачатого во время брака, всегда считался муж). Моногамный брак, как справедливо отмечал английский исследователь Б. Рассел, имел много вариантов. Решение о вступлении в брак принимали как его непосредственные участники, так и их родители. В ряде стран покупали невесту, в других жениха. Наряду с браками, существенно отличались и разводы: от полного запрета у католиков до абсолютной свободы у китайцев. И все же два существенных признака были типичными для моногамной семьи: господство мужа и подчиненное, а часто и просто порабощенное положение женщины, сведение супружеской жизни лишь к интимным отношениям и, по выражению А. И. Герцена, к «тупому исполнению долга, которого смысл утратился». Впрочем, сексуальные отношения этого периода не везде и не всегда были одинаковыми. Например, у римлян, считавших супружескую верность достаточно обеспеченной предоставленной мужу властью над жизнью и смертью жены, существовала большая половая свобода, чем у греков: жена наравне с мужем могла при желании расторгать брак.

Наибольший прогресс в развитии единобрачия был достигнут у германцев, почти не отличавшихся от спартанцев, у которых не был еще изжит парный брак. Появился новый вид моногамии, в которой власть мужа была облечена в более мягкие формы, а женщинам предоставлено более почетное и свободное положение, какого не знала классическая древность. Тем самым был достигнут величайший нравственный прогресс: исходя из моногамии, внутри ее, наряду с ней и вопреки ей появилась индивидуальная половая любовь, которая человечеству была ранее неизвестна.


На правах рекламы:Внимание! раскраски, ДЕТСКИЙ САЙТ для родителей, поделки